18 ноября в концертном зале Омского колледжа культуры и искусств прошел тематический концерт с элементами обрядов и народной хореографии «Вясельные традицыi i абрады сяброу», в рамках проекта «Славянский мир», при поддержке Министерства региональной политики и фонда Президентских грантов.
Мероприятие направлено на сохранение и популяризацию нематериального наследия переселенцев, осваивавших земли Омского Прииртышья, знакомство с историей родного края и приобщение к ней.
Концерт проходил в рамках Всероссийского конкурса частушки «Это звонкое чудо частушка!».
Участники конкурса частушки — дети и взрослые, стали зрителями тематического концерта.
В зрительном зале работала фотозона — выставка изделий мастеров по декоративно — прикладному творчеству и вышивке, которая пользовалась успехом у гостей. Мастер и организатор выставки — Татьяна Балантаева, давно и с любовью передает свой опыт детям из многодетных семей, посещающим кружок «Лоскутное шитье».
Концерт прошел на одном дыхании… Участники концерта — студенты и преподаватели Областного колледжа культуры и искусств: директор Берковская Зорина Николаевна, солисты фольклорного ансамбля «Славянский венок (хормейстер Наталья Добрынина), режиссер — постановщик — Мария Левен, концертмейстеры Константин Бережной и Семен Молочков, балетмейстер Ольга Селиванова, иллюстратор Евгений Сидорчук.
Активисты Омской городской общественной организации Местная белорусская национально-культурная автономия «Омские белорусы» — Наталья Медникова, Людмила Поздняк, Татьяна Тарасова, Анатолий Шокуров — все работали над проектом единой дружной командой.
В ходе подготовки концертной программы для студентов были организованы мастер-классы и индивидуальные консультации на темы «Особенности белорусского языка» (Валентина Шевченко) и «Особенности свадебных традиций и обрядов белорусов» (Любовь Тимошенко).
Устроители хотели, чтобы ребята прониклись смыслом действий обрядов, их значением.
На репетициях артисты отрабатывали каждое движение, реплику, исполнение песен, подбор реквизита, костюмы — все проходило под чутким руководством профессионалов Натальи Добрыниной и Марии Левен.
Участники мероприятия прочувствовали эмоциональный настрой и красоту обрядов, создаваемых нашими предками веками, мелодичность песен, яркость национальных костюмов.
Заместитель председателя Омской городской общественной организации Местная белорусская национально-культурная автономия «Омские белорусы» Любовь Николаевна Тимошенко рассказала, что «…одним из нематериальных наследий белорусов является традиционная свадьба — «вяселле па-беларуску.» Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок был счастлив, особенно в семейной самостоятельной жизни? В современных славянских свадьбах все чаще используются элементы старинных обрядов, в надежде на их защиту и помощь.
Организаторы свадеб придумывают новые обряды, бездумно берут на вооружение традиции и обряды, чуждые нам. Зачем? Когда рядом тихо умирают выстраданные и сохраненные нашими предками традиции и обряды. Старинные свадьбы отличались от современных, в них заключался особый, сакральный смысл. Цель обрядов — программирование семейной жизни на счастье, достаток и мир в доме.
Проведу маленькую экскурсию по обрядам нашего мероприятия.
Существовал обряд — всем миром сиротке приданое собрать. Чтобы свекровка лихая, да золовки с невестками не шпыняли молодайку, беднотой не корили. Невесте — сироте вплетали в венок веточку мяты (символ сиротства и сильный оберег). Пока свадебный кортеж медленно проезжал, жители деревни клали в телегу молодой «приданное». Кто рушник, а кто рядно. Кто чугунок, та крынку, а кто хлеба каравай — что могли! От души делились, часто думая: «Случись что, и моим деткам люди добрые помогут».
Разве нельзя сегодня просто передать молодой семье, не имеющей поддержки, сервизы, кастрюли, постельное белье, лежащие годами на антресолях?..
Помню реплику одной женщины: «Ну, подарила я простынки белоснежные, через время смотрю: висит белье на веревке, застиранное…».
В старину в таких случаях говорили: «Грязная женщина, с червоточиной». «Грязная» — в смысле грязная душой, старались избегать общения с такими людьми. А молодуха и стирать, и готовить научится, жизнь заставит.
Или обряд «Дарение подарков и деления каравая». Хлеб — символ жизни, плодородия и достатка. Свадебный хлеб-соль считали особым. Часто гости, получившие кусочек каравая, несли его домой и делили между малолетними детьми. Обычно каравай невесты делили между родственниками жениха, а каравай жениха — между родственниками невесты, как символ объединения всех родичей в одну семью.
И сегодня родители встречают молодых хлебом — солью (обряд благословения молодых). Что делают молодожены, вспомните? И подумайте, на что они программируют молодую семью? Свадебный каравай — символ благополучия и достатка, защиты молодой семьи, к нему надо бережно относиться.
Наблюдая за зрителями в зале, видела, что многие плакали во время трогательных сцен, пытались пританцовывать в разгар веселья на сцене, дети и взрослые, как дети, тянулись за свадебными пирогами и загадывали желания. Наш праздник удался! Славно, славно все получилось! Низкий поклон всем участникам мероприятия. Желаю всем нам мира и почитания родителей и родичей своих, традиций своих предков".
Солисты фольклорного ансамбля «Славянский венок», студенты колледжа, будущие специалисты в области культуры, участвуя в проекте, получили возможность ближе узнать белорусский язык и культуру, приобрели ценный опыт работы по организации и проведению народных мероприятий.